Археологи расширили представления о начале формирования кимакского государства

Археологи расширили представления о начале формирования кимакского государства

0 12

Ученые Тюменского научного центра СО РАН и Тюменского государственного университета сообщили о результатах изучения материалов могильника Меновное XII. Могильник расположен вблизи поселка Меновное в окрестностях города Усть-Каменогорска в Восточном Казахстане. Его артефакты позволили воссоздать не только черты погребальной обрядности, но и отдельные элементы материальной культуры эпохи становления кимакского объединения.

Кимакский каганат — древнее государство кочевников, располагавшееся на территории современного Казахстана и Южной Сибири. Считается, что история его началась с конца IX века и закончилась в 1035 годы. Его основали древние тюрки, ушедшие на запад после падения Восточно-Тюрскского каганата. Однако российские археологи считают, что начало формирования кимаксого государства стоит искать раньше.

«Малое количество погребальных комплексов в пределах могильника свидетельствует или о непродолжительном проживании в этой местности кочевников, или об их периодическом появлении там. Мы увидели разнообразие как в оформлении подкурганного пространства, так и внутреннего устройства погребальных конструкций, что свидетельствует о сложной социальной структуре коллектива», – сообщил доцент ТюмГУ Александр Ткачев.

По словам ученых, два наиболее крупных и сложных по устройству кургана принадлежат социально значимой группе общества. В одном из них, расположенном обособленно и более раннего, умершего сопровождали две пары коней, собака и ребенок. В другом кургане найдены пара коней и две собаки. «Значимость власти погребенного человека подчеркивается найденным в могиле перстнем. С древнейших времен массивные перстни с камнем являлись традиционно мужским ювелирным украшением, подчеркивающим статус владельца.

Разрез в нижней части – «на вырост» – свидетельствует об определенной преемственности власти его носителя от своего предшественника, но по каким-то причинам он не был передан преемнику. Обычай захоронения умерших с конем имеется в тюркской традиции, это сближает раннекимакские захоронения c тюрскими погребениями Алтая VI-VIII веков», – пояснил Александр Ткачев.

Период раннего средневековья в Казахстанском Прииртышье остается слабо изученным. До сих пор практически неизвестна этнокультурная принадлежность населения, обитавшего в Верхнем Прииртышье до появления здесь тюркоязычного населения. Разграбление курганов не позволяет воссоздать больше, потому все находки интересны и важны.

Основная часть исследователей связывают развитие древностей степной зоны Восточного Казахстана с формированием кимакской культурной традиции. В большинстве своем ранее изученные погребальные объекты, сопоставимые с кимакскими древностями, датируется IX-X веками. При этом памятники стадии становления кимакской традиции на территории Восточного Казахстана представлены слабо.

«Кимакцы, появившись на новой территории, по традиции для захоронения своих умерших выбрали невысокую сопку, дополнительно прикрытую с севера возвышенностью. На более поздних этапах развития для размещения погребений в основном использовались равнинные участки высоких береговых террас близ склонов поймы рек», – пояснил Александр.

По мнению археологов, освоение новой территории способствовало и широкому использованию строительного материала для поминальных сооружений, тогда как в дальнейшем в основном применялся серый порфирит и белый кварц. Для перекрытия продолжали использовать дерево и гранитные плиты.

Ученые также заметили, что прослеживаются тенденции и в развитии форм погребальных конструкций: для ранней стадии характерны округлые ограды, для поздней – при сохранении округлых конструкций постепенно начинают возводить квадратные сооружения. «Особенности погребальной обрядности и анализ материала позволяют рассматривать захоронения кургана в рамках раннетюркской эпохи и датировать в пределах второй половины VII-VIII веков нашей эры», – заключили археологи. Работа опубликована в «Вестнике археологии, антропологии и этнографии».

Источник

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Оставить комментарий